среда, 12 марта 2014 г.

Ча Во по Чакрам

   
Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала») в духовных практиках индуизма — центры силы и сознания, расположенные во внутреннем (тонком) теле человека.[1] В индуизме считается[1], что в теле человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. В духовных практиках индуизма чакры — это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана)[2]. Кроме индуизма понятие чакр используется в некоторых системах буддизма и во многих современных оккультных системах.
Концепция существования чакр принимается в Аюрведе и некоторых других видах альтернативной медицины, однако с точки зрения современной науки в теле человека нет физических или физиологических структур, с которыми можно было бы отождествить чакры.

Чакра


Иллюстрация из манускрипта по йоге 1899 года на языке брадж

Тантрические чакры
Сахасрара
Аджна
Вишуддха
Анахата
Манипура
Свадхиштхана
Муладхара

 
Чакра в буквальном переводе с санскрита означает «круг», «колесо» или «диск». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется слово «падма» (лотос).
В йогической традиции и ещё раньше в Упанишадах чакры связываются с системой нади (своего рода аналогом кровеносной системы, в которой циркулирует прана). Нади являются проводниками праны, тогда как чакры — центрами её концентрации и своеобразными «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. С чакрами тесно связана тантрическая концепция кундалини, «пробуждение» и «подъём» которого по чакрам, от более низкой (муладхары) к более высокой (сахасраре) сопровождается духовной эволюцией.

Основные чакры

Разные индийские источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются семь основных. Ниже приведена сравнительная таблица основных чакр:
ЧакраОсновные функцииЦветАссоциация со стихиями
Муладхара
mūlādhāra
मूलाधार
инстинкт сохранения жизни, все виды агрессии и негативных реакций, выживание, безопасность, здоровье, инстинкт продолжения рода; корень энергии кундалинитёмно-коричневый, красный, серый, бордовый, вишнёвыйземля
Свадхиштхана
svādhiṣṭhāna
स्वाधिष्ठान
эмоции, сексуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия, энергия Кундалиниоранжевый, алый, розовый, сиреневыйвода
Манипура
maṇipūra
मणिपूर
власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность, умжёлтыйогонь
Анахата
anāhata
अनाहत
преданность, любовь, сострадание, эмпатия, радость, добротазелёный, бирюзовый, голубойвоздух
Вишуддха
viśuddha
विशुद्ध
общение, самовыражение, творческий потенциал, гармонияиндигоэфир
Аджна
ājñā
आज्ञा
Буддхи — интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания, экстрасенсорные способностиаметистовыйсвет
Сахасрара
sahasrāra
सहस्रार
подсоединение к космосу, полное освобождение, нирвана (в буддизме)фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакрынепроявленная стихия — Пуруша — высшее сознание — металл

Другие определения

В буддистской космологии существует понятие «чакра», отличающееся от общепринятой «энергетической» версии и связанное с очень широким символизмом, который в буддизме укладывается в идею колеса. Это, в частности, и «колесо закона» (дхармачакра), которое символизирует четыре истины Будды, «колесо жизни» (сансарачакра), которая отображает цикличность процессов смерти и рождения, «колесо времени» (калачакра) и др.
В тибетской тантрической традиции рассматриваются пять чакр (отсутствует сахасрара, свадхистана и манипура объединены в один центр), эти чакры активно используются в медитационной практике.
В так называемой «тантре левой руки» понятия чакры связано со специфическими ритуалами, которые выполняются в специальных группах, где члены группы размещаются вокруг определенного символа.

Иллюстрация 7 основных чакр, по представлениям современных мастеров Рэйки

Схема расположения чакр, по описаниям в книгах некоторых авторов на эту тему (нет единого мнения в отношении всех деталей, например, в цвете)
Упоминание о чакрах как о центрах для сосредоточения в духовных практиках или центрах концентрации психической энергии можно найти уже в поздних Упанишадах, в частности в «Йогататтва-упанишаде» и «Брахма-упанишаде», а также в некоторых Пуранах.
Достаточно детально и разнообразно концепция чакр была разработана в тантрических текстах и тесно совмещается с кундалини и процессом её пробуждения. Впрочем, в этих текстах ещё нет устойчивости как о количестве чакр и их местонахождении, так и о соответствующем символизме.
Устоявшейся на сегодня на Западе можно считать концепцию из 6 (7) чакр, которая изложена в достаточно завершённом виде в текстах «Шатчакра-нирупана» и «Падука-панчака», переведённых Джоном Вудроффом в книге «Змеиная сила».
Концепции, подобные системе чакр, можно найти также в других религиозных и терапевтических традициях. В частности, в китайской медицине, можно провести определенные аналогии с некоторыми активными центрами в акупунктуре. В суфизме есть схожая концепция шести тонких центров в теле человека (латаиф). В каббале с частями тела иногда ассоциируются сфирот. В цигун энергетическими центрами являются даньтянь.
Количество лепестков на 6 чакрах равно 50, качества и способности, которые несут эти лепестки, отождествляются с дочерями Дакши.

Муладхара[править | править исходный текст]

Chakra01.gif

Муладхара-чакра с биджа-мантрами.
санскр. मूलाधार mūlādhāra IAST: mūla — корень, основа; adhāra — фундамент, базис, опора — первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности рядом с половыми органами. Считается, что из Муладхары отходят самые главные нади: Сушумна (проходящая через другие чакры), Ида и Пингала.
Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и санскритскими буквами vaṃ, śaṃ, ṣaṃ, saṃ на них . В центре лотоса — жёлтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Кама-йони. В центре треугольника — лингам (сваямбхулингам, лингам как таковой, или дхумралингам — дымчатый лингам), который обвивает в три с половиной оборота спящий змей-Кундалини. Иногда здесь также изображают слона с семью хоботами, как символ силы и прочности.
Внутри янтры можно видеть букву биджа (семенной)-мантра laṃ.
Муладхара ассоциируется с инертным, суетным миром в его самых низких проявлениях (самосохранение и комфорт).
Муладхара отвечает за выживание. Чувство настоящего страха блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры (закрывая ей путь в вышестоящие центры сознания), что вводит человека в полный ступор, включая инстинкты выживания.
Для развития Муладхары необходимо развивать в себе такие качества, как дисциплинированность, усердие и пунктуальность.
По иным источникам Муладхара являет собой волю к жизни, желание жить. В традиционной индийской литературе эта чакра именуется корневой, поскольку с неё начинается рост сознания.
В физическом теле отвечает за регенеративные процессы и иммунную систему.
Другие названия
  • В Тантрах: Адхара, Брахмападма, Бхумичакра, Чатурдала, Чатухпатра, Мулачакра, Мулападма
  • В Упанишадах: Адхара, Брахма, Мулаканда
  • В Пуранах: Адхара

Свадхиштхана (Свадхистхана)[править | править исходный текст]

Chakra02.gif

Свадхиштхана-чакра с биджами
санскр. स्वाधिष्ठान svādhiṣṭhāna:sva — собственный; adhiṣṭhāna — жильё; буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала (джала — вода; свадхистхану связывают с этой стихией) или медхрадхара (медхра — пенис).
Чакра находится приблизительно между верхним краем лобковой кости и пупком (в китайской традиции соответствует нижнему даньтянь, или ся даньтянь).
Свадхиштхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы baṃ, bhaṃ, maṃ, yaṃ, raṃ и laṃ. В середине лотоса — белый полумесяц, мистически сопоставленный с Варуной и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная)-мантра этой чакры — vaṃ. На некоторых янтрах можно видеть также бога Вишну в объятие со свирепой Чакини-Шакти.
Эта чакра ассоциируется с мотивами получения чувственных удовольствий, таких как еда, секс, алкоголь и тому подобное. Тогда как на уровне Муладхара-чакры человек обеспокоен своей безопасностью в мире, созданием элементарного комфорта существования, то на уровне Свадхистханы мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень Свадхистханы также соотносят с активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний.
Свадхиштхана отвечает за жизнерадостность. Чувство вины блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, что не дает возможности использовать человеком более высшие центры сознания, в частности Манипуру-чакру для волеизъявления. Осознание вины и принятие последствий недобрых действий позволяет человеку высвободить зажимы второй чакры, что способствует активация Кундалини в Манипуре.
Для развития Свадхиштханы необходимо развивать в себе такие качества, как скромность, умеренность в физических удовольствиях, воздержание, гигиена физического тела, немногословие.
По иным источникам Свадхиштхана являет собой центр, через который идут потоки половой энергии. Но помимо половой функции эта чакра ориентирована на творческую самореализацию, на переработку половой энергии в энергию творчества.
В физическом теле отвечает за скорость обменных процессов и движение «жидкостей».
Другие названия
  • В Тантрах: Адхистхана, Бхима, Шатпатра, Скаддалападма, Свадхиштхана, Вари
  • В Упанишадах: Медхра, Свадхиштхана
  • В Пуранах: Свадхиштхана

Манипура[править | править исходный текст]

Chakra03.gif

Манипура-чакра с биджами
санскр. मणिपूर maṇipūra IAST: мани — драгоценность; пур — город — пупочная чакра власти, богатства, интеллекта и силы воли. Принято считать, что Манипура проецируется в ту область физического тела, где находится солнечное сплетение.
Манипура изображается в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник со свастиками, в середине которого — красный Рудра на быке (или баране-Агни) вместе с Лакини-Шакти, «чья грудь красна от крови, которая течет изо рта». Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — буква Рам.
На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия. В тантрических традициях считается, что когда Кундалини достигает этой чакры, начинается настоящая духовная эволюция.
Манипура отвечает за интеллект. Чувство гнева блокирует энергию Кундалини на уровне этой чакры, не давая возможности Кундалини пробиться в духовный центр человека (сердечную чакру). Осознав и приняв гнев, человек позволяет Кундалини протекать в высшие центры сознания. Злость, гнев и ярость активируют данный центр на всю возможную мощь, что может ввести человека в состояние аффекта.
Манипура-чакра развивается и увеличивает объём хранимой энергии (так как это самый важный центр жизненной силы человека) при действии «через не могу», то есть когда необходима выносливость.
При развитии Манипуры развиваются такие качества, как выносливость, осознанность, решительность, честность, открытость, твёрдость, прямолинейность, ответственность, щедрость.
Только при активной Манипуре человек способен проявлять настоящие чувства к другим людям, так как Манипура является трамплином для Кундалини в духовный центр сознания человека — Анахата-чакру.
При достаточно освоенной Манипуре человек начинает доверять своим ощущениям чаще, чем неспокойному уму. В итоге он осознает истинность ощущений и иллюзорность ума, что позволяет совершать ему действия, основываясь на внутренних ощущениях реальности.
По иным источникам можно найти взаимодополняющие описания свойств Манипуры, но в одном аспекте они все сходятся — это первая и основная чакра волевой структуры человека. Проще говоря, это чакра воли.
В физическом теле отвечает за пищеварительную систему.

Анахата[править | править исходный текст]

Chakra04.gif
санскр. अनाहत anāhata IAST — неприкосновенный, не испытавший удара, божественный звук — сердечная чакра любви.
Чакра расположена в центре грудины (в китайской традиции соответствует среднему даньтянь, или чжун даньтянь).
Анахата-чакра изображается в виде зелёного (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный путь развития или мужское начало (Шиву), а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — путь материального упадка или внутреннюю силу и женское начало (Шакти). Перекрещенные треугольники символизируют «среднюю точку» духовного развития. В центре изображен сияющий баналингам. Над ним — Ишвара с красной Какини Шакти «в гирлянде из человеческих костей, чье сердце смягчается питьем нектара». Биджа-мантра Анахати — Пам или буква Йам. На рисунках часто можно видеть и белую антилопу, символ стихии этой чакры — воздух.
В физическом теле отвечает за кровеносную систему.

Вишуддха[править | править исходный текст]

Chakra05.gif
санскр. विशुद्ध viśuddha IAST — очистка — горловая чакра гармонии.
Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум.
В центре лотоса — капля нектара, которая стекает в вишуддхи из бинду. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного немного выше и названного Бинду (санскр. बिन्द bindu IAST). Этот символический нектар олицетворяет истину, сатчиананду, и образуется в Сахасраре.
Это центр, где Шива поглощает нектар и яд. Это значит, что все эмоции, как хорошие, так и плохие, рассматриваются уже как проявления одного целого.
Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основания языка. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Лалана-чакры. В этой чакре нектар или становится ядом, или становится блаженством, в зависимости от того, насколько пробуждённые и активные Лалана- и Вишуддха-чакры.
Вишуддха отвечает за правду, блокируется ложью. Её также называют волевой чакрой. Чакра развивается тем больше, чем больше человек говорит правду.
По иным источникам Вишудха является чакрой чистоты и коммуникации, общения и яснослышания.
В физическом теле отвечает за слух и дыхание.
Кристаллы: целестин, аквамарин, хризопраз.

Аджна (Третий глаз)[править | править исходный текст]


Аджна-чакра
Chakra06.gif
санскр. आज्ञा ājnā IAST — приказ, команда — межбровная чакра бесстрастия и сверхъестественных способностей (ясновидение, гипноз) (в китайской традиции соответствует верхнему даньтянь, или шан даньтянь). В Аджна-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала.
Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из лепестков которого — Солнце, на другом — Луна, а также буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный санскритский алфавит. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ йони, а внутри треугольника — чёрный (по другим традициям белый) лингам — итаралингам («ещё один, отличный, другой»). Биджа-мантра этой чакры — Аум. Аджна связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья (от бхру — брови и мадхья — центр) с помощью особенной нади, — маханади. Эти два центра чрезвычайно важны в медитативных практиках, и в принципе их можно считать одними целыми — «третьим глазом».
Пробуждение «третьего глаза» — Аджна-чакры — мотив чрезвычайно популярный в огромном количестве религиозных и психологических традиций, и соответствующие методики находят широкое отображение в соответствующей литературе. В частности, статуи Будды часто делают с драгоценным камнем в области межбровного центра. Этот центр так или иначе обозначен и у многих божеств индуизма (и не только) и мифических героев.
Аджна-чакру (и вообще «третий глаз» независимо от любого дополнительного символизма) очень часто связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) — особенной железой размером с горошину (около 8 мм у человека), которая находится между большими полушариями мозга напротив места межбровного центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормона мелатонин, участвующего в регуляции циркадных ритмов.
Аджна отвечает за озарение, блокируется иллюзией. Разрушая различные иллюзии, которые его окружают, человек развивает шестую чакру.
По дополнительным источникам, человек, открывающий Аджну, становится обладателем идеального баланса интеллекта и интуиции.
По иным источникам Аджна-чакра излучает гармонизирующую энергию наряду с Сахасрарой, однако, в отличие от энергии Сахасрары, энергия Аджна-чакры достаточно «весомая».
В физическом теле отвечает за нервную систему.

Сахасрара[править | править исходный текст]

Chakra07.gif
санскр. सहस्रार sahasrāra IAST — тысяча. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможные артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20), хотя, вероятно, это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции Души в телесной оболочке; здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр.
Существуют также разногласия в трактовках Сахасрары. Согласно общепринятой версии, Сахасрара активизируется, когда достигают своего максимума остальные шесть чакр. В этом случае она чаще всего проявляется белым цветом, содержащим в себе все цвета спектра. Её основной функцией является единение сверхсознания Души с Высшим Сознанием. Мнение, согласно которому Сахасрара-чакра может достичь максимума развития независимо от остальных, а её полное раскрытие усиливает некие способности к власти и созиданию, противоречит мнению о её высшей духовной функции. Слабая активность чакры Сахасрара чаще проявляется в виде фиолетового свечения, которое изменяет цвет Аджна-чакры на синий, а Вишуддха-чакры — на голубой.
Сахасрара отражает связь Души с высшим разумом, астральным и духовным сознанием, блокируется низшими духовными сущностями, связывающими Душу с земными привязанностями, страстями и желаниями.
По иным источникам самая высоко вибрационная чакра. Когда сознание поднимается до этой чакры, человеческое индивидуальное «Я» сливается с общим сознанием. Чакра излучает спокойствие и благодать.
В физическом теле управляет разумом, высшими психическими функциями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сентябрь 2021

 Если встать рано, то можно увидеть как солнце плавит серебро