вторник, 11 марта 2014 г.

Дерево бодхи. Баньян. Священные деревья в Индийской культуре.

Если вы заглянете в путеводитель или попробуете набрать «дерево бодхи» поиском в интернете, практически на 100% получите инофрмацию навроде: «дерево бодхи – священный баньян». Иногда она дополняется информацией типа « .. под таким же отдыхал Александр Македонский во время похода на Индиюю», «… вырастает до размеров целой рощи в несколько гектаров ..» и т.п. Однако на самом деле это не так.  
 
 
четки из семян ботхи, должно быть 108 бусин. Столько раз повторяется мантра


Немного истории и преданий

Дерево бодхи (bodhi tree, дерево просветления) – священное дерево в индуизме, буддизме и джайнизме.
Собственно название «бодхи» пришло вероятно из буддизма в связи с тем, что Будда Гаутама достиг под ним просветления.
 
 
Вросшая голова будды

 

 

 

Дерево бодхи (Bodhi tree)
shus
Само дерево, как вид, имеет несколько традиционных современных и древних имен.
В религиозных текстах на санскрите – «Ашваттха» (ashvatha), на пали – «Ашаттха» (assattha) и «Руккха» (rukkha).
Современное название на хинди и близких языках – «Пипал» (Peepal), на сингальском – «Bo-tree», на английском – «Sacred fig», на русском – «Фикус священный», а научное название – «Ficus religiosa».
Пипал (ашваттха) упоминался уже в «Ригведе» и является «мировым деревом» в космологии брахманизма.
Само дерево имело важное значение в культовой практике, а его древесина использовалось в различных ритуалах.
Лист пипала имеет довольно изящную форму, которая считается прототипом для архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений (в частности входных порталов пещерных храмов).
Вот одна из трактовок листа пипала, взята из книги о Бодхгайе Президента Буддистского Общества Индии Shanti Swaroop Bauddh (высказывание о брахманах не комментирую). Перевод текста сделан максимально дословно.
 
Пипал - Дерево бодхи (Bodhi tree)
Практика медитации под этим священным деревом известна с еще добуддийских времен, т.е. Будда Гаутама медитировал под священным деревом, а не пипал (как вид) стал священным, потому  под его сенью медитировал и достиг просветления Будда Гаутама.
Дерево бодхи (Bodhi tree) в Бодх Гая
shus
То дерево, под которым медитировал и достиг просветления Будда Гаутама (а ныне потомок этого дерева), называется Дерево Махабодхи (Mahabodhi-tree).  Вместе с Ваджрасаной (Vajrasana, алмазный трон – каменная плита, находящаяся под деревом на месте просветления Будды) оно  является самой почитаемой святыней для буддистов всего мира.
Дерево Махабодхи расположено с западной стороны храма Mahabodhi в Бодхгая (Bodhgaya, штат Бихар). Высота около 80 метров, возраст – 120 лет, оно считается пятым после просветления.
Хотя наверное правильнее было бы сказать, что храм находится в нескольких метрах к востоку от дерева, а между ними расположено место, где медитировал и достиг просветления Будда (его лицо было обращено туда, где сейчас стена храма).
По поводу нынешнего Дерева Махабодхи я встречал две версии и больше склоняюсь ко второй, т.к. она мне кажется более авторитетной (из книги Shanti Swaroop Bauddh о Бодхгайе), хотя возможно здесь имеется элемент религиозного соперничества:
1). Согласно историческому преданию, дочь индийского царя Ашоки (II в до н.э) привезла  саженец от  первого дерева бодхи в Анурадхапурам на Шри Ланку и высадила его там.
Когда дерево в Бодхгайе умерло от старости, то теперь уже со Шри-Ланки была привезена в Бодхгая ветвь потомка этого дерева и таким образом священная реликвия была возрождена.
2). Любимый ученик и родственник Будды Гаутамы Ананда по просьбе последователей учения и по поручению Будды перенес и посадил ветвь Дерева Махабодхи на территории монастыря Джетвана (Jetavana) близ Шравасти (Savatthi, Саватхи), чтобы люди могли поклонятся ему во время отсутствия Будды. Это дерево известно как   Анандабодхи (Anandabodhi) и вроде бы существует до сих пор.
В 1881 основатель Архелогической службы Индии сэр Александр Каннингэм (Cunningham), бывший инициатором раскопок и восстановления храма Махабодхи, посадил одну из ветвей Анандабодхи на место, где находился его предок рядом с Ваджрасаной. Там  оно и находится по сей день.
Ветвь же дерева с Шри Ланки была привезена и высажена в Buddha Vihara и Buddha Jayanti Park в столице Индии.
В буддисткой традиции считается обязательным иметь на территории монастыря дерево бодхи, отросток которого должен быть взят из Бодхгая.
В Иволгинском дацане (Бурятия)  есть специальная оранжерея, в которой растет   дерева бодхи. В 1970 году тогдашний Хамбо Лама Доржи Гомбоев привез из Индии крохотный отросток, из которого оно и выросло.

И немного ботаники

Дерево бодхи, Пипал – это Ficus religiosa (Фикус священный) и баньяну является только родственником (по виду развития – так и не самым близким). Оба относятся к роду фикусов, семейства тутовых.   
Ficus religiosa (Фикус священный)
Вечнозеленое дерево, произрастающее в Индии, Непале, Шри Ланке, юго-западном Китае и странах полуострова Индокитай. Отличается сильными ветвями сероватого цвета с сердцевидными листьями размером 8—12 см, имеющими гладкие края и длинное капельное острие. Прожилки листа видны отчетливо. Соцветия в форме котелка дают несъедобные соплодия, которые, созрев, приобретают фиолетовую окраску (текст и фото из Википедии).
Семейство фикусов очень огромно и каждый вид имеет еще и множество разновидностей. Фикусы имеют первостепенное значение в обеспечении пищей обитетелей тропических лесов – практически все фикусы обильно плодоносят.
Фикусами является и инжир (фига, смоква) (Ficus carica), и Фикус каучуконосный (Ficus elastica), выделяющий сок, содержащий латекс – популярное ранее комнатное растение с огромными толстыми глянцевыми листьями темно-зеленого цвета.
Бенгальский фикус–баньян (Ficus benghalensis, Bargad – hindi) и фикус бенджамина (Ficus benjamina) – тоже из этого семейства. И это наверное самые экзотические и самые обращающие на себя внимание туристов его представители.
B противовес им Ficus religiosa – довольно обычное дерево, лично на меня особого впечатления как представитель флоры не произвел (почему-то ассоциация с большой разлапистой осиной).
А о двух упомянутых выше красавцах хочется рассказать немного поподробнее.
Вообще фикусы начинают свою жизнь двумя способами наземной (из семени, проросшего в земле) и эпифитной (с ветки дерева-опоры).
Эпифит— это какое-либо растение, которое произрастает на другом растении  и при этом не получает от него никаких питательных веществ. Эпифиты используют фотосинтез для получения энергии и питательных веществ, а влагу – из воздуха и осадков. Эпифиты не являются паразитными растениями. Они растут независимо от растения-опоры и используют её исключительно в качестве физической опоры. на эпифитах меньше сказывается влияние травоядных. (Википедия).
Обычно переносчиками семян фикусов-эпифитов являются птицы, животные, летучие мыши и пр. при чем переваренные семена прорастают лучше.
Далее эпифит может развиваться в двух видах: баньян (здесь это не название дерева, а форма вегетативного размножения) и душитель.
фикус бенджамина
shus
Баньяны ( к ним относится и бенгальский фикус-баньян) – это фикусы, развивающиеся как наземным так и эпифитным способом и при этом выпускающие из ствола и ветвей многочисленные воздушные корни.
Формирование баньяна собственно и начинается с образования на ветвях о дерева воздушных корней. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей.
Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик стволов.
Баньян может разрастись в целую рощу, при этом гибель основного ствола никак не сказывается на жизни проросших воздушных корней.
wiki
Самый известный представитель этогот вида – Великий баньян (Great Banyan Tree), дерево с самой большой в мире площадью кроны. Находится в Индийском ботаническом cаду.
Возраст дерева оценивается в 200—250 лет. Благодаря большому количеству воздушных корней Великий баньян больше похож на рощу, чем на отдельное дерево.
На данный момент дерево живёт без своего главного ствола, который был удалён в 1925 году. Площадь дерева составляет примерно 1,5 га. Крона дерева имеет длину окружности около 350 метров, наибольшая высота достигает 25 метров.
В настоящее время Великий баньян имеет 2880 воздушных корней, доходящих до земли. Вокруг баньяна проложена дорожка протяжённостью 330 метров, но дерево продолжает разрастаться и за её пределы.
  
фикус бенджамина
shus
Душители (к ним относится фикус бенджамина) – всегда начинают свою жизнь как эпифиты на ветках высоких деревьев (высота определяет доступность света для фотосинтеза).
Как у баньяна, у душителя -  воздушные корни, но они не свисают, а «ползут вниз», разветвляются, переплетаются,  охватывая ствол дерева, и, достигая земли, укореняются.
На ранней стадии это похоже на оплетенное лианами, в дальнейшем картина выглядит очень сюрреалистично, когда объем оплетающих корней возрастает на столько, что в отдельные «окошки» только проглядывается кора «хозяина».
Далее, лишенный света, «хозяин» гибнет и разлагается в труху,  и центральная часть фикуса остается полой, со множеством входов-выходов на разных уровнях.
На последней стадии фикус срастается в практически монолитный ствол.
«Душителями» такие фикусы называют не совсем справедливо, на самом деле они не сдавливают дерево-опору, т.е. не душат, а «морят голодом в темнице» – препятствуют питанию и фотосинтезу «хозяина».
фикус бенджамина Аютхайя
shus

Наверное многие видели символ Аютхайи (Аютии) – голова Будды, вросшая в ствол фикуса бенджамина.
После разгрома Аютхайи бирманцами 230 лет назад по-видимому  кто-то из  монахов спрятал эту голову в дупло фикуса. Было это в те же годы или позже – не знаю.
Скорее всего в фикусе была пустота или труха дерева-хозяина. За многие годы фикус сросся в монолитное дерево и выдавил из себя скульптуру.
Но это только мои предположения. Как было на самом деле – неизвестно.
 
 
источник http://webshus.ru/?p=169 бодхи, баньян


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сентябрь 2021

 Если встать рано, то можно увидеть как солнце плавит серебро