Махашивара́три («великая ночь Шивы») — это праздник бога Шивы. Это переходящий праздник, приходится он на ночь перед новолунием последнего лунного цикла зимы, попадает на февраль-март. Праздник «Шиваратри» отмечается несколько раз в году, но этот считается самым главным, отчего носит приставку «маха» — великий, главный. Верущие читают «катха»-истории про Шиву, и поют гимны в его честь. После праздника, который длится сутки, начинается ярмарка на берегах рек и водоёмов. Тем кто бодрствует во время Шиваратри, в Пуранах обещано материальное процветание и место в раю, также любая медитация в эту ночь считается в 100 раз сильнее обычной, это связано с положением Солнца и Луны в это время. Символом этого праздника является лингам.
истоки почитания Лингама восходят к распространённому во многих ранних культах почитанию оплодотворяющей силы. И индуизм в данном случае не исключение — в нём активно почитаются с самых ранних времён как мужское, оплодотворяющее, начало, так и женское, порождающее.
Праздник Махашиваратри в Индии — это день преданности и поклонения Шиве и Парвати, отмечаемый всеми правоверными индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата «плавает» от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю).
Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей, этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Махашиваратри. Его можно есть только на следующий день. Многие индусы участвуют в джагран (jaagran), всенощном бдении, в различных храмах Шивы по всей стране. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.
После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды и должны посетить ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д. И к концу Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.
Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира.
В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[2], как разрушительное начало вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющем функции и созидания, и разрушения.
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «колоду», образ женского начала).
Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):
истоки почитания Лингама восходят к распространённому во многих ранних культах почитанию оплодотворяющей силы. И индуизм в данном случае не исключение — в нём активно почитаются с самых ранних времён как мужское, оплодотворяющее, начало, так и женское, порождающее.
Праздник Махашиваратри в Индии — это день преданности и поклонения Шиве и Парвати, отмечаемый всеми правоверными индуистами в ночь перед новолунием в весеннем месяце пхалгун (дата «плавает» от конца февраля до середины марта по григорианскому календарю).
Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей, этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Махашиваратри. Его можно есть только на следующий день. Многие индусы участвуют в джагран (jaagran), всенощном бдении, в различных храмах Шивы по всей стране. Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.
После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды и должны посетить ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д. И к концу Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки.
В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой. В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных.
Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира.
В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 300—1200 гг.), объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти)[2], как разрушительное начало вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющем функции и созидания, и разрушения.
Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «колоду», образ женского начала).
Атрибуты Шивы в его различных обликах (как в благих, так и в яростных):
Название | Деванагари, транслитерация, перевод | Значение, символика |
---|---|---|
Агни | санскр. अग्नि agni IAST | Огонь. |
Аджагава | санскр. अजगव ajagava IAST | Собственное имя лука Шивы. |
Акшамала | санскр. अक्षमाला akṣamālā IAST, «чётки» | Четки из плодов дерева Рудракши. |
Анкуша | санскр. अङ्कुश aṅkuśa IAST, «крюк» | Стрекало для управления слоном. Символ того, что Шива погоняет садхака в садхане. |
Бхасма | санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Вибхути. |
Бхиндипала | санскр. भिन्दिपाल bhindipāla IAST, «копьё» | Вид короткого копья или стрелы, метаемого рукой или выстреливаемого через трубку. |
Вибхути | санскр. विभूति vibhūti IAST, «пепел» | Символ отрешённости от мира. См. также Бхасма. |
Вина | санскр. वीणा vīṇā IAST | Музыкальный инструмент, вид лютни. См. также Рудра-вина (англ.) |
Гада | санскр. गदा gadā IAST | Булава-жезл |
Ганга | санскр. गंगा gaṅgā IAST | Небесная река, грозившая разрушить своим течением Землю. Шива подставил под её поток голову и опутал её волосами, усмирив тем самым течение. |
Дамару | санскр. डमरु ḍamaru IAST, «барабан» | Маленький барабанчик, символизирующий изначальный звук вселенной. Символ изначального звука или первичной вибрации, из которой получены все другие вибрации, составляющие творение. Некоторые традиции используют его как символ Бога, велящего творению появиться. Здесь Шива пробуждает творение появиться на его барабане, религиозно символизируемом как звук «дама дама дама дама». Этот звук вечно отражается в космосе, проявляя творение. |
Данда | санскр. दण्ड daṇḍa IAST, «посох», «трость» | Посох в одной из правых рук Шивы — специальное приспособленье, которое йогины используют в практике (в том числе и для смены свары). |
Джата | санскр. जट jaṭa IAST | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. Отсюда имя-эпитет Шивы — Джатадхара (санскр. जटाधर jaTaadhara IAST, «носящий джату») |
Капала | санскр. कपाल kapāla IAST | Чаша из черепа. Один из символов аскезы. |
Капаламала | санскр. कपालमाला kapālamālā IAST | Ожерелье из черепов или костей, которые обтачиваются в виде черепов; чётки в виде черепов. Существует несколько видов: три черепа символизируют Тримурти; восемь черепов — Локапалы; пятьдесят черепов — буквы санскрита (согласные). |
Капарда | санскр. कपर्द kaparda IAST | Тип причёски: скрученные в пучок волосы на макушке. См. также Джата. Отсюда имя-эпитет Шивы — Капардин (санскр. कपर्दिन् kapardin IAST, «носящий капарду») |
Каумуди | санскр. कौमुदी kaumudī IAST, «полумесяц» | Сосуд с сомой, нектаром бессмертия. Символизирует контроль над умом. |
Кришнамрига | санскр. कृष्णमृग kṛṣṇamṛga IAST, «чёрная антилопа» | Антилопа или лань — символ постоянного движения человеческого ума. Шива держит её в одной из правых рук, что символизирует успокоение человеческого разума. |
Кунда | санскр. कुण्ड kuṇḍa IAST, «кувшин» | Кувшин с водой. Символ амриты. В Вамачара-тантре — символ йони. |
Кхадга | санскр. खड्ग khaḍga IAST, «меч» | Тип меча. Символ духовной мудрости. По своим функциям близок к анкуше. |
Кхатванга | санскр. खट्वाङ्ग khaṭvāṅga IAST | Вид дубины с черепом на вершине. |
Кхетака | санскр. खेटक kheṭaka IAST, «щит» | Вид щита. Символизирует ашта-аварану (санскр. अष्ट-आवरण aSTa-āvaraNa, «восемь защит») шиваизма: Гуру, Лингам, отрешенность (вайрагья, авадхута), святую воду, освященную пищу, священный пепел, зерна для ритуальных предметов и Панчакшара-мантру. |
Лингам | санскр. लिङ्ग, liṅga IAST, «метка», «знак» | Символ бесформенности Абсолюта и творческое начало. |
Мудра | санскр. मुद्रा mudrā IAST, «печать, знак» | Символическое и/или ритуальное расположение кисти руки (кистей рук). Чаще всего изображаются мудры бесстрашия или преподнесения даров. |
Нага | санскр. नाग nāga IAST, «кобра» | На голове, шее, на руках и ногах, на поясе, перекинутой через плечо (вместо брахманского шнура). Символизирует контроль внутренней энергии; также символ мудрости и вечности. |
Нандин | санскр. नन्दिन् nandī IAST, «счастливый» | Белый бык, ездовое животное (вахана) Шивы. Символизирует управляемое мужество и преданность. Также он — символ истинной или чистой (белой) дхармы, которая приносит порядок обществу и вселенной. Нанди стоит на четырёх ногах: строгость, чистота тела и ума, сострадание и следование истине. |
Парашу | санскр. परशु paraśu IAST, «топор» | Боевой топор. |
Паригха | санскр. परिघ parigha IAST, «дубина» | Дубинка с железными зубьями. |
Паша | санскр. पाश pāśa IAST, «петля», «природа» | Петля-аркан, символ власти Шивы над дживой. |
Пустака | санскр. पुस्तक pustaka IAST, «книга» | Книга или свиток. Символизирует Веды как изначальное знание или шайва-джняну. |
Рудракша | санскр. रूद्राक्ष rudrākṣa IAST, «глаз (слеза) Рудры» | Семена голубого кипариса, по легенде, появившиеся из слез Шивы (см. Рудракша-джабала-упанишада). Почитаются священными, носятся в виде малы или как отдельные бусины на шее, голове, ушах, руках, поясе. Чтобы носить рудракшу, необязательно быть вегетарианцем. |
Слоновья шкура | Слон символически представляет гордыню, поэтому одеяние из шкуры слона символически показывает на то, что Шива преодолел гордыню. Согласно Пуранам, шкура принадлежала убитому Шивой асуру, который притеснял богов. | |
Тигровая шкура | Тигр символизирует похоть и тигровая шкура, носимая Шивой, указывает на его целомудрие. Была взята Шивой у животного, насланного на него мудрецами, разгневавшимися из-за того, что их жены воспылали к Шиве страстью. | |
Тришула | санскр. त्रिशूल triśūla IAST, «трезубец» | Один из основных и важнейших атрибутов Шивы. Символизирует три стадии эволюции мира (создание, поддержание и разрушение), три времени (прошлое, настоящее и будущее), три гуны и т. д. |
Трипундра | санскр. त्रिपुण्ड्र tripuṇḍra IAST, «три черты» | Три линии из священного пепла (Вибхути). |
Чиллум | chillum IAST | Ритуальная трубка для курения чараса (высококачественного гашиша), Шива курит чиллум и медитирует созерцая высшую истину. В тот момент, когда он выходит из своей медитации, то начинает танцевать свой всеразрушающий танец, которым он уничтожает всю материальную вселенную. |
Шакти | санскр. शक्ति śakti IAST, «мощь», «сила» | Энергия, Супруга Шивы. |
Шанкха | санскр. शाङ्ख zaaGkha IAST, «раковина» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий